Ученые из Уорикского Университета (Великобритания) в сотрудничестве с коллегами из Китая, Франции и Швейцарии разработали уникальную методику терапии онкологических заболеваний. Причем речь идет не о новом эффективном лекарстве. Эксперты создали технологию, которая использует свет для активации убивающего рак соединения на основе металла иридия. При этом метод почти не затрагивает нормальные клетки человеческого организма, чем значительно расширяет диапазон заболеваний, которые могут поддаваться терапии.

Как иридий и свет помогут победить рак

Новая методика лечения рака может спасти не одну сотню жизней

Новый метод подробно описан в статье, опубликованной в издании Nature Chemistry. В основе работы лежит уже довольно давно известная технология под названием «Фотодинамическая терапия» (ФДТ). Она использует свет для уничтожения раковых опухолей в организме путем активации химического соединения, называемого фотосенсибилизатором. Фотосенсибилизатор хорош тем, что способен «начать работу» лишь в присутствии света определенной длины волны. Используя этот метод, врачи могут направить свет на определенные участки раковой опухоли и избежать повреждения нормальных тканей.

Современные методы фотодинамической терапии в основном полагаются на присутствие кислорода, но при этом многие опухоли являются «гипоксическими», что означает, что они испытывают дефицит кислорода в окружающих тканях. Поэтому ФДТ можно применять не так уж и часто из-за плохого кровоснабжения. Международная команда ученых в настоящее время разработала соединение на основе иридия, которое будет убивать раковые клетки даже при низкой концентрации кислорода.

Все время в лечении рака врачи ведут борьбу. Препараты могут убить раковые клетки, но при повторном лечении клетки становятся устойчивыми, они учатся химически модифицировать препарат или противодействовать его механизму действия. Поэтому нам нужны новые методы лечения опухолевых заболеваний. — говорит один из авторов работы профессор Питер Сэдлер. Новый метод терапии поможет вылечить любые опухоли, где можно использовать свет. Например, он подойдет для лечения рака мочевого пузыря, легких, пищевода, головного мозга и кожи.

Как иридий и свет помогут победить рак

Примерно так выглядит прибор для фотодинамичской терапии. Есть различные модификации, но суть всегда одна: свет + вещество, которое активируется лишь в его присутствии

После активации светом, соединение иридия воздействует на механизм, отвечающий за производство энергии в раковых клетках. Главное вещество в этом механизме носит сокращенное название NADH, но если вам интересно его «полное имя» и вы хотите поупражняться в артикуляции, то, пожалуйста: «никотинамидадениндинуклеотид». Попробуйте быстро произнести это слово 3 раза подряд и напишите в нашем Телеграм-канале, получилось ли у вас. Но не будем отвлекаться, после разрушения механизма воспроизводства NADH, уничтожается вся система питания живой раковой клетки, тем самым вызывая ее гибель. При этом соединение иридия практически не затрагивает обычные клетки организма.